Очерк об истории и топонимике, о речках, ручьях и дорогах северной части Геленджика

22 мая 2008 | 15:06

В окрестностях бывшего «Солнца»

Сегодня рассказ пойдёт о речке, впадающей в северную часть бухты. В её разветвлённом бассейне немало мест, связанных с историей и экологией Геленджика. Многие старожилы города помнят, что на километровом отрезке побережья (севернее улицы Герцена) в советские времена находилась обособленная группа здравниц под общим названием курортный городок «Солнце». Это имя унаследовано от цементного завода франко-русской компании, работающего здесь с 1894 по 1924 год.

По сведениям музея цементной промышленности г. Новороссийска, продукция завода «Солнце» — это высокомарочный портландцемент, производившийся из местного сырья, которое добывали в ближайших окрестностях. Следы этих открытых карьером местами прослеживаются и сегодня. А о качестве производимого тогда цемента свидетельствуют мощные фундаменты и стены храма Вознесения Господня, который тщетно пытались снести при строительстве учебного корпуса школы № 3. Цемент вывозился и за границу, для чего в устье близлежащей балки был построен грузовой причал цемзавода. Как известно, на цемзаводе «Солнца» была своя электростанция, первая в Геленджике, и водопровод из Мажаровой щели.

История Геленджикского цементного завода достаточно изучена краеведами. В путеводителе «Геленджик и окрестности» (Краснодар, 1964 г.) более двух страниц посвящены революционной деятельности заводского пролетариата в 1905—1907 гг. Из них можно узнать любопытные подробности о подпольных типографиях в окрестностях цемзавода: на хуторе Бедного и в горной щели, где находилось жильё заводских рабочих, — Бобруковой щели.

Какие знакомые адреса и названия! Фамилии семьи Бедного и революционных рабочих Василия и Ульяны Бобрук запечатлены в местной топонимике: на «бугре Бедного», где находился его хутор, сегодня возвышается микрорайон Северный. А название Бобрукова щель (в просторечии — «нахаловка») сохранилось за жилыми кварталами в предгорной части щелей Бобруковой и Саинковой.

Здесь, в ущельях Маркотха, — истоки Бобруковой речки, в которую ниже улицы Луначарского впадает левый приток, ручей из щели Горбунова, огибающий с запада усадьбу Геленджикского лесхоза. Эта богато залесенная щель с прекрасным родником издавна была любимым местом прогулок и пикников жителей кургородка «Солнце» — северной окраины Геленджика.

Ручьи из этих трех ущелий сливаются в общее русло, впадающее в бухту в глубокой балке — между пансионатом «Лазуревый берег» и ЛОК «Солнечная». До 1962 года эта балка служила границей между городом Геленджиком и пригородным Солнцедарским поселковым Советом.

Цементный завод работал и после революции 1917 года. В 1924 году советская власть закрыла его, но руины и разрушенные печи ещё полвека существовали, привлекая любознательных туристов. Историки полагают, что его ликвидация связана с нежеланием В. Ленина вступать в конфликт с французскими капиталистами — бывшими хозяевами завода. Но объективно ликвидация этого промышленного предприятия способствовала улучшению экологической обстановки на близлежащих курортах Солнцедар и Геленджик. Это позволило использовать территорию и добротные здания поселков при бывшем цемзаводе для курортно-оздоровительных целей.

Так, с 1925 года здесь возник курортный городок «Солнце», предназначенный первоначально для оздоровления работников просвещения (учителей). Для этой цели использовались бывшие служебные и жилые строения цемзавода и великолепный приморский парк, включающий вековую дубовую рощу и богатую ботаническую коллекцию декоративных деревьев и кустарников.

Позднее наиболее ценные здания были использованы для создания лечебной базы, считавшейся лучшей на курорте в 60-е годы прошлого века. Под лечебные кабинеты и лаборатории были приспособлены двухэтажный главный административный корпус цемзавода и вилла управляющего франко-русской компании. Был оборудован лечебный и пляж. Это позволило создать здесь подростковый санаторий «Солнце». В северной части бывшего курортного городка и сегодня существуют пансионат «Лазуревый берег» и ДОЛ «Рассвет». Сохранился и грузовой причал, который в мирные дни использовался для пассажирских перевозок и морских прогулок.

С этим причалом связаны героические страницы Великой Отечественной войны. Здесь базировались боевые катера 2-й бригады торпедных катеров Черноморского флота. Моряки жили в корпусах соседних здравниц. По воспоминаниям ветеранов, в клуб санатория «Солнце» приходили и летчики авиасоединений с близлежащего аэродрома, который размещался между современными улицами Солнцедарской и Туристической.

Уходя из Геленджика на освобождение Крыма, моряки-торпедники установили на берегу бухты скромный трёхгранный обелиск в память о погибших боевых товарищах. Это был первый в Геленджике памятный знак, установленный ещё до полной победы 1945 года. Позже здесь проходили встречи боевых товарищей 2-й БТК, была установлена стела с именами погибших моряков.

В последние годы сюда продлена новая курортная набережная, и этот мемориальный комплекс обновлён. Имя автора пока не удалось выяснить и сообщить читателям. Не было услышано и предложение ветеранов войны о создании здесь, в ещё уцелевшей дубовой роще парка в честь 300-летия Российского флота.

Сегодня, в начале XXI века и бывший цемзавод, и боевые эпизоды войны, и бездарно утраченный санаторий «Солнце» с его парком и вековой дубовой рощей — всего лишь страницы истории минувших XIX-XX веков. В 2005 году разрушено бывшее главное административное здание цемзавода — замечательный памятник архитектуры в стиле южно-европейского модерна. Это старейшее в Геленджике административное здание конца XIX века было бездарно утрачено из-за равнодушия чиновников по охране историко-культурного наследия.

Не хотелось бы на такой грустной ноте завершать этот сюжет. Поэтому взглянем на то новое, что произошло в развитии курорта в окрестностях бывшего «Солнца». Вблизи того места, где Бобрукова речка пересекает улицу Луначарского (около старой автозаправки), начинается новая курортная улица с символическим названием Туристическая. Вдоль неё за последние десятилетия сформировалась новая курортная зона: санатории «Русь» и «Голубая волна», лечебно-оздоровительные комплексы «Солнечная» и «Горизонт». На месте бывшего рыбцеха и временных лагерей создан аквапарк «Золотая бухта».

Хотя эта новая курортная улица заканчивается тупиком, есть насущная потребность и реальная возможность продлить её по улице Парковой, мимо гидробазы, до улицы Десантной и далее к оконечности Тонкого мыса. Эта улица — реальный успех в развитии курорта вдоль северо-западной части Геленджикской бухты.

А чуть дальше, к въезду в город, где конец улицы Луначарского встречается с началом многокилометровой скоростной автотрассы, в объезд курортных зон и центра города, находится кольцевая транспортная развязка — «кольцо», или «бублик». Первоначально она была намечена как въезд в Геленджик со стороны Новороссийска и Кабардинки, но так и осталась недооформленной. За минувшие годы Геленджик в своем развитии к северо-западу уже обошёл въездную стелу «Геленджик» и подошёл к Марьиной Роще, куда уже можно доехать на городском транспорте. А давно уже созданная площадь «северной развязки» не имеет ни названия, ни законченного дизайна. В её центре — конструкции в виде гигантских хоккейных клюшек, когда-то предназначавшихся для наглядной агитации, которая теперь не в моде. Её художественное оформление — одна из задач современных архитекторов и дизайнеров.

Однако, бывая на этой площади, я вспоминаю далекие 70-е годы, когда только начиналось проектирование и строительство этого транспортного обхода протяженностью 17 километров. Стоимость 1 км дороги в предгорье тогда составляла 1 миллион советских рублей. Многие считали, что дешевле было расширить существующую улицу Луначарского (что сейчас и планируется для возросших внутригородских перевозок). Но тогда по инициативе Н. Погодина, строительство объездной трассы удалось осуществить. В связи с этим с благодарностью вспоминается труд строителей-автодорожников, руководивший этим объектом главный инженер ДРСУ-3 А. Прозоровский и многие его интересные рацпредложения, реализованные в ходе строительства. После окончания этого важнейшего объекта А. Прозоровский перешёл на партийно-советскую работу, но его главный объект — скоростная транспортная магистраль в обход Геленджика успешно работает много лет как неотъемлемая часть федеральной дороги «Дон».

Об этом сообщает М. Осичева, архитектор-краевед