Отпуск с пользой

04 мая 2011 | 22:50

Отпуск с пользойСегодня все больше людей трудоспособного возраста стараются совмещать отдых и лечение. Например, с середины 90-х годов количество посещений оздоровительных курортов в Европе выросло на 20%. По мнению экспертов туристского рынка, России также нужно сделать ставку на лечебно-санаторный комплекс.

Равнение на Европу

Жители России, наконец, начали обращать внимание на собственное здоровье, и это, безусловно, радует. Однако до кардинальных изменений в сознании нам еще далеко.

Ежегодно отечественные санатории посещают до 700 тысяч человек, менее 1% россиян. В советские годы эта цифра достигала 2%. Для сравнения — по данным национального управления по туризму Чехии, ежегодно ее лечебные курорты посещают около 50 тысяч иностранных туристов из более чем 70 стран мира, а 5% жителей страны отдыхают на «водах» в своей стране.

Даже по итогам кризисных 2008-2009 гг. объемы потребления оздоровительных услуг в европейских странах не снизились: в Австрии объем продаж остался на уровне 2007 года, в Германии и Великобритании прирост составил 2%, в Чехии — 3%.

Отечественным санаториям о таких цифрах приходилось только мечтать. По данным ВЦИОМ, сегодня лишь 14% россиян могут позволить себе восстановительные процедуры на отечественных и зарубежных курортах. Большинству наших граждан отдых в санатории недоступен. Многочисленные опросы выявили две серьезные причины такой рыночной ситуации: недостаток денежных средств и нехватка времени. Также проблема заключается в том, что у россиян нет желания совмещать отдых и заботу о здоровье.

«При этом человек, прошедший санаторно-курортное лечение, в течение двух-трех лет не болеет, а это положительно сказывается не только на здоровье самого человека, но и на экономике предприятий. Если люди не бывают в отпуске несколько лет, проблемы накапливаются, возникает так называемый „синдром хронической усталости“, который мы очень часто наблюдаем у своих гостей», — говорит Светлана Панычева, главный врач курортного комплекса «Газпром-Ямал»**** (п. Небуг).

Далеко ходить не нужно

Чтобы изменить ситуацию, необходимо системно повышать конкурентоспособность санаторно-курортного комплекса России и, соответственно, привлекать клиентов внутри страны. «Наши туристы предпочитают отдыхать за рубежом, не имея представления о возможностях отечественных здравниц только потому, что сегодня нет единой рекламной политики по привлечению россиян, — отмечает директор туристической компании „Л-КИМ“ Людмила Евграфова. — Курортологии нужна информационная поддержка! Парадоксальная правда: врач поликлиники не может порекомендовать пациенту необходимый для долечивания местный санаторий. Человек приходит к нам покупать путевку за рубеж, а мы начинаем его убеждать, что курорты Краснодарского края ничуть не хуже».

Многие наши курортные факторы за рубежом попросту не признаются, потому что они не сертифицированы. При этом их эффективность намного выше западных аналогов. По словам Людмилы Евграфовой, необходимо выработать стандарт для лечебных программ и восстановительных курсов, таких, как SPA, Wellness, аюрведа: потребитель должен четко представлять, за что он платит.

Лечение на зарубежных курортах не может принести такой пользы, как в российских санаториях, поскольку процесс акклиматизации наносит вред здоровью. К тому же, на Кубани есть множество замечательных курортов, обладающих уникальными природными ресурсами и специализирующихся именно на оздоровлении.

Так, например, минеральные воды Горячего Ключа по химическому составу сходны с источниками знаменитых Карловых Вар в Чехии, воды Лабинска точно такие же, как в немецком Баден-Бадене, а Геленджик по своему климату напоминает знаменитые средиземноморские курорты Франции.

По словам врачей, санаторно-курортное лечение и комплексы восстановительных процедур наиболее благоприятны для организма именно в межсезонье. И как раз в межсезонье цены на Черноморском побережье вполне конкурентоспособны.

Кроме того, на Кубани уже давно используют, в том числе, и европейские методики лечения, позволяющие составить для каждого пациента персональную программу восстановления функциональных резервов организма. «Ценность имеет не какая-то уникальная процедура сама по себе, а только комплекс индивидуально подобранных для конкретного человека методов воздействия, их последовательность и чередование, — отмечает главный врач курортного комплекса „Газпром-Ямал“ Светлана Панычева. — Такой комплекс процедур может подобрать только врач. По нашей диагностике мы можем оценить более тысячи параметров состояния здоровья клиента, что позволяет распознать начальные признаки болезни или предпосылки задолго до развития самого заболевания».

Истина в воде

В «близнеце» французских курортов Геленджике активно развивается направление СПА. «Ежегодно количество людей, приезжающих к нам на spa-отдых, увеличивается. Если восемь лет назад это были только женщины, то сейчас мужчины тоже активно используют подобные процедуры», — говорит Елизавета Триандафилова, менеджер по косметологии и SPA отеля SPA&Wellness «Приморье»**** (г. Геленджик).

Популярность СПА обусловлена тем, что все методы, используемые для оздоровления, основаны на применение природных натуральных продуктов. Это может быть ароматерапия или процедуры с использованием термальных вод, натуральной морской воды, грязей и водорослей, виноградных и шоколадных обертываний и пилингов, стоун-терапии.

Некоторые процедуры противопоказано делать в жаркую погоду — лишний повод задуматься о том, что оздоровление организма наиболее эффективно осенью, зимой и весной.

«Многие люди сегодня имеют возможность выезжать за рубеж. Соответственно, они могут сравнить ассортимент и качество предлагаемых услуг, — говорит Елизавета Триандафилова. — Они следят за новинками в эра-индустрии, и мы стараемся соответствовать их высоким требованиям, ведь клиент SPA-центра — искушенный клиент. Поэтому мы каждый год стараемся удивлять своих гостей. Новинками сезона-2010, например, стали гавайский массаж и массаж в четыре руки, программа для молодых мам по уходу за кожей». Самыми популярными сегодня становятся антивозрастные эра-программы, включающие как аппаратную косметологию, так и уход за кожей с использованием натуральных компонентов. И, наконец, главный рыночный тренд последних лет — программы коррекции фигуры с помощью LPG-технологий, вино-градотерапии и различных обертываний.

«Во всем нужна мера, и в эра-процедурах тоже, — подчеркивает Елизавета Триандафилова. — Поэтому они подбираются индивидуально консультантом в зависимости от состояния организма и времени года». В частности, некоторые процедуры противопоказано делать в жаркую погоду — лишний повод задуматься о том, что оздоровление организма наиболее эффективно осенью, зимой и весной.


В начале ↑ «Оглавление»
Позади ← «Геленджик: такая реальная мечта»
Впереди → «Туры на ура»