Лучше гор — только доступные горы

13 мая 2011 | 14:28

Лучше гор — только доступные горыОтдых в горных районах Кубани востребован круглый год: зимой и осенью можно покататься на лыжах, а весной и летом — насладиться невероятными видами, реками и водопадами. Однако насколько горы привлекательны для туриста, настолько же они недоступны для бизнеса.

Горный туристический сегмент сравнительно молодой для Краснодарского края: серьезно о туристических возможностях высокогорного кластера стали говорить после нагнетания нестабильности в республиках Северного Кавказа, где этот вид отдыха был традиционно развитым (то есть с середины 1990 годов). В настоящее время интерес соотечественников к горному туризму стабильно растет, сегодня это модный вид отдыха, к тому же, любимый в среде политической и деловой элиты страны. Интерес к горным курортам подогревает и предстоящая Олимпиада-2014, в ожидании которой особенно велико число желающих приобщиться к модному и раскрученному виду отдыха и спорта.

Главная проблема этой сферы туризма — острый дефицит приемлемых отелей и приютов в высокогорной местности края, который, к тому же, усугубляется транспортной малодоступностью. Кроме этого, искушенных зарубежным горным отдыхом российских туристов сейчас интересует масса сопутствующих сектору HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe) позиций: качественная инфраструктура развлечений, экологический туризм, даже наличие сувенирной индустрии.

Основная проблема сейчас заключается не столько в физическом наличии отелей и приютов, сколько в их грамотном маркетинговом позиционировании, адекватном ценообразовании, присутствии сопутствующих туристических и спортивных продуктов или пакетов.

Наиболее серьезная трудность, которую испытывает туристический бизнес, планируя проекты в горном кластере края, — это крайне слабая инженерная инфраструктура, а из-за этого — высокая инвестиционная емкость проектов и завышенные сроки окупаемости. Важно учитывать также экологические зажимы — большая часть привлекательных для горного туризма территорий находится в заповедных местах. У высокогорных отелей низкая транспортная доступность: на путешествие по кубанским горным курортам житель Средней полосы России тратит в полтора-два раза больше времени, чем на путешествие по курортам Болгарии, Турции, Италии. Кроме того, до настоящего времени слабо поработай сам турпродукт. Исключение, возможно, составляет только Красная Поляна, и то с существенными оговорками.

Так или иначе, горнолыжные курорты Красной Поляны наиболее успешны в данном сегменте. Здесь и крупные инвесторы, и протекция властей, а отсюда — высокий уровень инженерно-технического и сервисного исполнения проектов при размытых сроках окупаемости. Куда более скромные показатели у частных средних и мелких инвесторов: объективно и субъективно (коррупционно) существующие факторы удорожания строительства и эксплуатации объектов дела ют инвестиции в объекты не очень выгодными.

По удельному расходу времени на путешествие по кубанским горным курортам житель Средней полосы России тратит в полтора-два раза больше времени, чем на путешествие по курортам Болгарии, Турции, Италии.

Декларации властей о перспективности новых курортов в горном кластере пока остаются лишь декларациями: опыт всех без исключения стран, где горный туризм развит (или начал развиваться сравнительно недавно —Турция, Болгария), свидетельствует, что инженерная и транспортная инфраструктуры являются ключевыми локомотивами развития горных курортов, а создать их может только государство или подконтрольные ему бизнес-структуры (типа российского Газпрома), что и делается на Красной Поляне.

Конкуренцию с зарубежными горными курортами на Кубани выиграть будет сложнее, чем в морском кластере, потому что здесь есть конкуренты внутри России — Северный Кавказ, Сибирь, Алтай, Средняя полоса. Однако подогреваемый Олимпиадой интерес и мода на горный туризм — движущие факторы маркетингового продвижения горно-туристического продукта на рынок. Кстати, нельзя не учесть и уникальность локализации горного и морского кластеров на Кубани. Это, пожалуй, самое серьезное преимущество, которое надо коммерциализировать, планируя проекты развития.

Главная проблема горного туризма — острый дефицит приемлемых отелей и приютов в высокогорной местности края, который, к тому же, усугубляется транспортной малодоступностью.


В начале ↑ «Оглавление»
Позади ← «Внутренняя кухня»
Впереди → «Горячий сезон аэропорт «Геленджик» встречает с улыбкой»